Экомобиль из Lanos: харьковские конструкторы переоборудовали «легковушку» в электрокар

Преподаватели и студенты кафедры автоматизированных электромеханических систем харьковского политехнического университета переоборудовали «легковушку» с ДВС в электромобиль.

Харьковские конструкторы загорелись идеей переоборудовать автомобиль с двигателем внутреннего сгорания в электрокар после участия кафедры автоматизированных электромеханических систем в международных программах Евросоюза с университетами Германии, Болгарии, Чехии, Австрии.

«Мы выполняли европроект. По его условиям, мы должны были открыть специализацию «Мехатроника и робототехника», — рассказывает заведующий кафедрой Владимир Клепиков. – Мы открыли такую специализацию, но с учетом накопленного опыта, приняли решение – в качестве одного из профильных образований сделать подготовку специалистов с высшим образованием в области программирования, диагностики, эксплуатации, ремонта электромобилей. Но когда мы приняли такое решение, я сказал, что мы не будем теми преподавателями, которые с книжек прочитали и рассказывают студентам как, что устроено. Мы должны пройти путь создания электромобиля от начала и до конца самостоятельно, создав такой электромобиль».

В 2015 году преподаватели и студенты кафедры переоборудовали Daewoo Lanos в электромобиль. Теперь в багажнике «легковушки» находится 300-килограммовый аккумулятор, под капотом – суперконденсатор, который обеспечивает возврат энергии движения в тормозных режимах.

«Мы использовали отечественную аккумуляторную батарею для того, чтобы реализовать высокую энергоэффективность, а именно электропривод, электродвигатель позволяет, в отличие от двигателя внутреннего сгорания, при снижении скорости и при спуске с горы возвращать энергию источнику электропитания. Но аккумуляторы, на которых мы сделали отечественный автомобиль, принимают малые токи зарядки, именно поэтому так долго и заряжаются они, когда стоят в гаражах. А чтобы принять, мы поставили суперконденсаторную батарею – эта батарея, которая может принимать кратковременно токи с несколько сотен Ампер. При таком техническом решении мы создали электромобиль, — говорит Клепиков. — Если теперь он тормозит, то мы видим по прибору как энергия кинетическая возвращается, если он едет со спуска, мы тоже видим, что потенциальная энергия возвращается суперконденсатору. Но при последующем движении, сначала суперконденсатор отдает свою энергию на разгон, на движение, на ускорение и только когда напряжения сровняются, вступает в действие аккумуляторная батарея».

Электрокар харьковских конструкторов на полном заряде может проехать около 50-70 км, а с учетом возможностей рекуперации энергии – расстояние может увеличится до 20%. Заряжается аккумулятор от домашней сети более 6 часов.

Клепиков отмечает, что практически любой автомобиль можно переоборудовать с использованием подобных разработок. Обойдется такая модернизация, по предварительным расчетам, в 5-6 тысяч долларов. При этом, говорит заведующий кафедрой, потребитель получает «зеленый» автомобиль, а стоимость зарядки будет ниже стоимости бензина в разы.

Опытную модель специалисты политехнического университета постоянно совершенствуют — для этого кафедра автоматизированных электромеханических систем подала заявку на участие в грантовой программе Евросоюза «Горизонт».

«В нашем автомобиле мы сцепление выбросили, а коробку передач сохранили. Наши исследования показали, что если сделать коробку передач упрощенной, причем с электронным компьютерно-управляемым переключением скоростей, то можно еще на 10% повысить экономию электрической энергии, батареи, это очень важно. Вот это предмет нашей заявки, под которую мы хотим получить средства, а «ФЕД» готов изготовить такую коробку передач», — делится планами Клепиков.

Свой электромобиль специалисты запатентовали.